В 2014 году мы летали отдыхать на Адриатическое побережье Италии. Выбор пал на не раскрученное у нас направление – Апулию – из-за красивых морских пейзажей и множества достопримечательностей в округе. Еще осенью забронировали дешевые билеты на самолет из Варшавы в город Бари, о котором и будет рассказ.
Бари (итал. Bari) – город-порт в Италии, столица региона Апулия, по своей сути не курортный город, хотя расположен на побережье Адриатического моря.
Прилетели мы в субботу, и нам нужно было из аэропорта Бари добраться до железнодорожного вокзала, чтобы отправиться на отдых в небольшой городок на берегу Адриатического моря – Монополи.
Чтобы совместить приятное с полезным, мы заранее заказали через интернет экскурсию по Бари. Нас встретила Ольга Малич, уроженка Питера, но уже много лет проживающая в Италии, и повезла смотреть достопримечательности.
Как и положено, экскурсию начали с главного места поломничества – Базилики Святого Николая Мирликийского, в которой хранятся его мощи.
И первая удача, мы увидели свадебную церемонию (к слову, такая же удача нас преследовала и в Монополи и в Полиньяно-а-Маре).
Так друзья жениха встречают свадебный бусик с молодыми. Ветер мешает развернуть полотно с надписью «Самый прекрасный подарок, который жизнь могла позволить мне любить – это ты» (как мы поняли эту надпись).
Базилика Св. Николая Чудотворца (итал. Basilica di San Nicola) в Бари – очень популярное место проведения свадебных торжеств, как у самих итальянцев, так и у молодоженов из других стран.
Николай Угодник почитается и католиками, и православными, и протестантами.
Св. Николай считается покровителем, моряков, путешественников и детей. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Статуя Св. Николая работы Зураба Церетели была преподнесена в дар от России итальянскому городу Бари в 2003 году. Бронзовая статуя установлена на площади перед базиликой. Фигура высотой 2,7 метра расположена на пьедестале, изготовленном из местного камня.
Итак, главная достопримечательность в Бари – Базилика Николая Чудотворца. Сюда стремятся как католические, так и православные паломники, чтобы приложится к мощам святого.
Скульптуры львов и быков за века так истерлись, что сложно с первого взгляда определить что это за животное.
Верхняя часть храма (базилика) была построена — 22 июня 1197 года.
Внутри храм выглядит еще больше и величественней, чем снаружи.
Богатство свода, с позолотой и росписью контрастирует с простотой каменных стен.
Сокровищница Базилики с портретами настоятелей Базилики св. Николая.
Здесь же, в базилике, похоронена Бона Сфорца — миланская принцесса, королева польская и великая княгиня литовская. Бона стала второй женой пятидесятилетнего польского короля Сигизмунда I. Подарила ему четыре дочери и долгожданного сына. По сути, при престарелом муже сама правила корлевством.
Бона научила польскую шляхту пользоваться вилками. Итальянка привезла в Краков новую моду — дамы вслед за ней примерили платья с глубоким декольте. И попробовали апельсины, лимоны, инжир, оливки и другие южные фрукты. Все это, с подачи Боны Сфорцы, стали выращивать в оранжереях при княжеских дворцах в Речи Посполитой.
Бона Сфорца в подарок от мужа получила Кобринское и Пинское княжества. Одна из резиденций Сфорцы была в Мотоле. Здесь был построен дворец, руины которого можно было видеть еще в начале ХХ века. Сейчас Мотоль – деревня, а в XVI веке это был свободный город.
Чтобы увеличить количество используемых для земледелия участков пыталась осушать болота. По ее распоряжению был выкопан канал, прообраз мелиоративного, от Пинского замка до деревни Стытычево. Канал существует до сих пор и назван в ее честь.
Гродно обязан Боне Сфорце появлением водопровода, первыми мощеными улицами и часами на Ратуше. Эти часы работают до сих пор, правда, теперь они отсчитывают минуты на башне Кафедрального костела и являются самыми древними в Восточной Европе действующими башенными часами.
В старости Бона вернулась в Италию и умерла в Бари.
Рака с мощами Святителя Николая хранится в нижнем храме – крипте с конца ХI века. Тут же проходят православные службы. Но скамеечки здесь смотрятся непривычно, как в костеле.
Гробница Николая Чудотворца имеет строгую аскетическую форму. В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое раз в год достают миро.
Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по-разному: православные – «елеем» или «мирой», современные католики – «манной святого Николая».
В лавке рядом с храмом можно приобрести бутылочку с мирой.
На стенах картины со сценами из жизни Св. Николая.
На одном из полотен изображено рождение Святого Николая. Ребёнок стоит в лохани, поддерживаемый кормилицей, и молится. На него спокойно и умиротворённо смотрит мать.
Пространство церкви поддерживается 26 колоннами, две из которых — редкого нумидийского мрамора, две из кораллового щебня, одна из карского мрамора, а остальные – из греческого. Одна колонна, расположенная в углу у подножия лестницы за железной решеткой, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. А девушки, желающие выйти замуж, должны обойти коллону 3 раза с молитвой Св. Николаю. Не смотря на то, что сейчас колонна стоит в углу, девушки умудряются протискиваться между стеной и решеткой, чтобы найти суженного.
Согласно древней легенде, чудотворная колонна происходит из Кафедрального собора в Мирах Ликийских, куда она попала из Рима. Колонна сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.
Еще одна достопримечателность Бари – Кафедральный собор Сан Сабино (Святого Себастьяна) (Cattedrale San Sabino), епископа из Канозы, жившего в VI веке, второго покровителя Бари. Своим внешним обликом собор очень напоминает базилику Св. Николая.
Заглянули в собор.
Идем дальше. Узкие улочки старого города притягивают туристов своей самобытностью и прохладой в тени стен.
Обязательно стоит пройти по «макаронной» улице и посмотреть как итальянские бабушки лепят вручную и сушат на столах местную пасту. Можно и прикупить их тут же.
По этой улице вышли к окраине Старого города («Città vecchia»), где стоит замок Castello Normanno Svevo (Швабский замок). Первый его хозяин, норман Роджер Гвискар – «хитрый», не планировал превращать замок в тяжелую военную крепость; после него это сделал Фридрих II. Он отстроил полуразрушенную цитадель и снабдил ее всеми обязательными атрибутами для защиты как с суши, так и с моря. В Лечче находится замок, построенный в таком же стиле.
За Апулию в древние времена воевали все кому не лень – греки, арабы, византийцы, норманны, соседи-лангобады. С упадком династии Бурбонов замок превратился в пустующую каменную громаду, которую позже стали использовать как здание тюрьмы. В настоящее время замок используется для проведения культурных мероприятий.
В столице Апулии находятся четыре университета, театры Петруцелли и Пиччини, Aудиториум, посвященный маэстро Нино Рота, и семь библиотек.
Театр Пиччини (Teatro Piccinni) – старейший театр в Бари (на 600 мест). Был построен в 1884 году, через год получил свое название в честь композитора Николло Пиччини, уроженца Бари.
Современная скульптура, в шутку названная нашим гидом «конь в пальто». Это памятник коню одного из правителей Апулии Фредерика II Гогенштауфена (XIII в.), установленый на улице Витторио Эммануэле II, которая разделяет старую и новую часть города. Официально скульптура работы итальянского мастера Марио Чероли называется Конь в чепраке (Cavallo con gualdrappa):
Театр «Маргерита», стоящий на сваях над морской водой в старом городском порту. Здание было построено в 1912-1914 гг. Городская администрация попыталась соблюсти договор, заключенный с семьей Петруццелли, по которому действовало обязательство не выдавать разрешения на строительство частных театров на землях города (а на воде получается можно).
Театр в настоящее время реставрируется и в дальнейшем предполагается, что в нем будет открыт музей.
Бюст черногорского короля Николы I Петровича. Выдал свою дочь Елену за наследника итальянского престола Витторио Эммануэле III Савойского. Елена Савойская 46 лет была королевой Италии.
Площадь Пьяцца Меркантиле с сохранившейся на ней Колонной Правосудия.
Бари – крупнейший пассажирский порт на Адриатическом море. Самый известный и доступный пляж в городе – Pane e Pomodoro (дословно – «Хлеб и помидор»). Приобрел такое название, потому что небогатые жители города приходили отдохнуть на этот пляж и перекусить самыми доступными продуктами – хлебом с помидорами. Вода на пляже не самая чистая, но для городского пляжа она очень даже супер. Здесь советуют присматривать за вещами, так как сюда приезжают разного рода воришки.
После прогулки по Бари мы перекусили вкусной фокачей с помидорами в кафе возле железнодорожного вокзала и поспешили на электричку в Монополи, где нас ждал отдых, солнце и море.
Базилика Николая Чудотворца в Бари на карте:
Фотография статуи Св. Николая из вашего блога была использована Русской службой Би-би-си и приписана другому автору.
Спасибо. Уже поменяли.
Огромное спасибо за отзыв! Познавательно и наглядно! Надеюсь ориентироваться в городе именно по Вашим заметкам!
Спасибо, Мария. В Бари очень красиво и уютно.